Визит в Республику Саха (Якутия) представителей Правительства Санкт-Петербурга и Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики (деловой миссии) 19-22 октября 2020 г.
Беседа со студентами о мостовом переходе через реку Лену
Международный семинар "Изменения криосферы при потеплении климата: преодоление разрыва между наблюдениями и принятием решений»
Международный семинар "Изменения криосферы при потеплении климата: преодоление разрыва между наблюдениями и принятием решений»
Всероссийская научная конференция «Взаимодействие элементов природной среды в высокоширотных условиях»,
Общее собрание научных работников ИМЗ СО РАН избрало новый состав ученого совета института
24 января 2020 г. ИМЗ СО РАН посетила группа обучающихся ПАО «Якутскэнерго»
Всероссийская научная конференция «Взаимодействие элементов природной среды в высокоширотных условиях»,
Национальная издательская компания «Бичик» презентовала новую популярную энциклопедию «Якутский холод».

кершенгоц

YAKUTIA.INFO. День российской науки, отмечаемый в России 8 февраля, дал повод пообщаться с Борисом Кершенгольцем - человеком, который не только является видным ученым, но и разбирается в положении науки страны в целом. Держит, так сказать, руку на пульсе событий.

И несмотря на то, что с большого интервью, которое он дал в последний раз "Якутии.Инфо" прошло всего три месяца, вопросов накопилось много. Но есть два главных. Это прежде всего реструктуризация Якутского научного центра и принятие в декабре прошлого года стратегии научно-технологического развития науки России, подписанной президентом Владимиром Путиным 1 декабря минувшего года.

Был ЯНЦ, а будет...? (Краткая предистория) 

Исходя из программы реструктуризации институтов входящих в РАН сейчас под руководством ФАНО происходит сокращение бюджетополучателей - сокращение физического количества институтов путем создания на основе нескольких одной структуры  и омоложение кадров, особенно руководства. Причем директорами институтов могут становиться и не имеющие отношения к науке люди - попросту "молодые эффективные менеджеры" (об этом подробнее в предыдущих статьях на эту тему). Уже есть примеры такого укрупнения, причем с негативной окраской - это Красноярский научный центр, институты которого влились в один ФИЦ (Федеральный   исследовательский центр). Теперь очередь дошла и до Якутии.

Изначально согласно проекту, предложенному ФАНО, все институты планировалось собрать в один ФИЦ. Это вызвало критику со стороны  и Института мерзлотоведения СО РАН, и Сибирского отделения РАН, и руководства республики. И вот теперь, кажется, что  ФАНО в лице ее руководителя  Михаила Котюкова, с одной стороны, и республика в лице руководства Якутией и ряда институтов, с другой, пришли к некому решению по судьбе наших академических институтов.

Егор Борисов в конце января 2017 года встречался с М.М.Котюковым и направлено официальное письмо от имени главы республики Егора Борисова   в ФАНО с предложением о реструктуризации ЯНЦ. Проект предполагает создание двух ФИЦ. В первый предлагается включить Институт Космофизики, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, Институт биологических проблем криолитозоны, Институт сельского хозяйства и Президиум ЯНЦ. Во второй - Институт геологии алмаза и благородных металлов, Институт горного дела Севера, Институт физико-технических проблем Севера и Институт проблем нефти и газа. Два подразделения:  Институт Мерзлотоведения и Центр комплексных медицинских проблем останутся юридическими лицами. Сам М.М.Котюков обещал приехать в первом квартале этого года в Якутск и тогда и должен будет окончательно  решиться этот непростой вопрос.

- Итак, Борис Моисеевич, какова сейчас ситуация с реструктуризацией ЯНЦ?

- Еще до конкретизации по этому вопросу главы республики в апреле прошлого года все директора институтов (кроме Института мерзлотоведения) были вызваны в ФАНО, где они подписали соглашение о том, что войдут в один ФИЦ на основании решений ученых советов своих институтов. Причем было сделано так, что директора имеют аргументированное право отозвать свои подписи с этого соглашения. Но после конкретизации позиции главы республики и консультации руководства Сибирского отделения РАН два директора отозвали свои подписи, а именно - Валерий Фридовский (Институт геологии благородных металлов) и Михаил Томский ( Центр комплексных мед проблем). Остальные не отозвали, но были готовы поддержать вот этот последний вариант - два ФИЦа и два института как юридических лица. Последний проект разработан Егором Борисовым с учетом мнения СО РАН и руководства наших институтов.  

- И насколько этот проект приемлем?

Конечно, по сравнению с первоначальным проектом этот намного лучше. Получается вот что - ФИЦ, объединяющий институты горно-геологического и технологического профиля будет ориентирован на промышленное развитие республики и совместную работу с крупными компаниями: АЛРОСА, нефтегазовые компании и тд. И можно предположить, что компании в дальнейшем будут участвовать во внебюджетном финансировании этих институтов через хоздоговора. Другие четыре института ориентированы на фундаментальные и прикладные исследования в области физических, биологических и гуманитарных наук и они далеко не столь интересны этим крупным компаниям. К примеру, Институты биологических проблем криолитозоны, сельского хозяйства и ИГИиПМНС ориентированы на изучение всей биосферы: начиная от микроорганизмов, почвенно-растительного покрова, животного мира, всех направлений обеспечения продовольственной и экологической безопасности республики и заканчивая человеком. И тогда, по-видимому, усилия республики по финансовой поддержке будут более целенаправлены на поддержку этого ФИЦ. В этом смысле, если этот проект будет принят, то может очень хорошо получиться с внебюджетным финансированием через те же хоздоговора и госзадания.

- Но окончательное решение все таки примет Михаил Котюков и Егор Борисов во время встречи в Якутске?

- Да. Сейчас институты находятся примерно  в ситуации - "Барин приедет - барин нас рассудит".

- А это слияние может привести к тому, что будут сокращать штаты? Или напрямую с этими процессами не связано?

- Нет, это не связано с реструктуризацией. Просто эти процессы идут  из-за того, что финансирование по линии ФАНО в 2017 году сократили на 10-12%.

- А какие  положительные аспекты есть в подобных укрупнениях? Поскольку я слышал только  о негативе - о чем пример Красноярского научного центра, о котором Вы рассказывали подробно в прошлую нашу беседу, говорит достаточно конкретно.

Если слушать чиновников из ФАНО, то такая реструктуризация - это возвращение в Рай. Но по факту пилотных проектов, и Красноярск тому пример, дела обстоят совсем не так. Есть несколько примеров, в том числе, например ФИЦ на базе Института цитологии и генетики в Новосибирске. К нему присоединили ряд других институтов сельскохозяйственной и медицинской направленности и весь 2016 год они прожили под одной крышей. Можно уже говорить о некоторых результатах. Сам ИЦиГ СО РАН до его объединения с другими институтами имел внебюджетных доходов более 1 миллиарда рублей. А после объединения все эти внебюджетные средства ушли на поддержку присоединенных  институтов, вошедших в этот ФИЦ, прежде всего по зарплате сотрудников. Просели все. А ФАНО дополнительно ничего им не дал, несмотря на клятвенные обещания. В начале 2017 года ситуация обострилась настолько, что институты сельскохозяйственного блока Сибирского отделения РАН, внесшие решающий вклад в то, что Россия в 2016 году собрала абсолютно рекордный урожай зерновых и вышла на первое место в мире по экспорту зерна, создав в свое время наиболее продуктивные, засухо- и заморозкоустойчивые сорта зерновых, вынуждены отправлять сотрудников неоплачиваемые отпуска и даже консервировать (замораживать) свои корпуса, так как нечем платить коммунальные расходы. Аналогичные примеры можно привести и по Москве.     

- А как насчет Якутии? 

- Я надеюсь, что если аргументы для такой реструктуризации, которую предлагает Егор Борисов, сопряжены с финансовой поддержкой, о чем мы говорили выше. В таком случае этот вариант принесет пользу. А от ФАНО требуется только одно - чтобы не мешали и сохранили то финансирование, которое есть на сегодняшний день.

- А кто будет руководить этими ФИЦами? И какие полномочия будут у директоров институтов?

Директора ФИЦ должны будут избираться. А директора институтов в составе ФИЦ (юридический статус - обособленное научное учреждение) будут просто назначаться директорами ФИЦ Причем, если директор ФИЦ будет иметь определенные ограничения по возрасту и по срокам пребывания в должности, то на директоров институтов в составе ФИЦ эти ограничения распространятся не будут. Здесь нужно отметить, что эти «обособленные научные учреждения» не будут являться прямыми бюджетополучателями. Средства будут распределяться через директора ФИЦ.

- Так здесь ведь может возникнуть ситуация, когда директор ФИЦа может и не дать конкретному институту деньги на исследования. Хотя бы просто потому, что не понимает зачем они нужны. Будут ли эти вопросы как-то регулироваться путем создания, к примеру, некоего совета?

- На первом этапе в нынешний проект входит соглашение между институтами, входящими в ФИЦ, предполагающее, что процентное распределение бюджетных средств должно сохраниться. Пока такое положение есть. Но как будет потом никто не знает.

- Да, так стало немного понятнее.

- Это хорошо, что тебе стало понятно - мне, например, ничего не понятно (смеется).    

Стратегия научно технологического развития России 

- Этот документ был подписан президентом Владимиром Путиным в декабре прошлого года. Он является, наверное, определяющим в том, что будет с наукой в будущем. Что можно сказать по этому поводу?

Прежде всего, слова, конечно красивые... Но дела начала этого года уже противоречат тому, что сформулировано в Стратегии. Например, "Увеличение финансирования за счет  финансирования … . Или вот взять другую цитату "Упрощение налогового и таможенного администрирования...". Ничего этого не видно. Мы, к примеру, поставляем один наш препарат в страны Евросоюза и видим, что все только усложняется. Я понимаю, возможно нужно время для реализации этих положений. Первый этап это 2017-2019. И если в течение всего 2017 года Стратегия начнет только раскручиваться, то представляется нереальным, что она реализуется к 2020 году. Но, повторяю, слова прописаны там прекрасные.  

- А как сопряжена данная стратегия с Академией наук? Были и мнения, что она является могильником академии.

Я бы сказал по другому. Стратегия, на мой взгляд, является в определенным смысле надгробным камнем всей науки России..

- Очень сильно сказано. Но почему? Слова же хорошие.

Да слова хорошие. Но где в этом тексте Академия Наук? Где-то между строк. А ведь в РАН до сих пор сосредоточена львиная доля научного потенциала страны. Надежды возлагаются на научный потенциал ВУЗов, на «мегагранты» для молодых ученых, состоявшихся за рубежом и на то, что они польстившись на миллионные зарплаты вернутся в Россию, чтобы двигать науку здесь. На деле все оборачивается совсем другой стороной. Например, Санкт-Петербургский государственный (национальный) университет пригласил ряд таких ученых на мегагранты с зарплатой до 500 тыс.рублей/месяц только для того, что эти ученые, работая за рубежом, в титулах своих статей, публикующихся в престижных международных журналах указывали бы и СПбГУ. Благодаря этому растет международный рейтинг университета, а уровень науки, да и преподавания в самом университете остаются на прежнем уровне. Разве это способ развития науки в России?

- Так, наверно, там и есть самые перспективные разработки?

Не совсем так. В этом же документе написано, что России при помощи науки необходимо сохранить свою территориальную целостность. Именно такую политику вел Советский Союз, в частности, создавая Сибирское Отделение АН СССР, из которого потом вышли Дальневосточное и Уральское отделения. И это было достижением. Идем далее по поводу того, почему эти большие гранты остаются в Москве и Санкт Петербурге. Это не только из-за лоббирования. А потому, что там институты находятся в ещё худшем формальном финансовом положении, так как согласно майским указам В.В.Путина 2012 года к 2018 году зарплата научного работника должна быть доведена до 200% к средней по региону. Но, как все мы знаем, в 2014-15 году изменилась экономическая ситуация в стране. ФАНО же тем не менее требует, чтобы зарплата росла в соответствии с майскими указами 2012 года, причем сокращая финансирование. А так как средняя региональная зарплата в Москве и Питере самые большие в России (например, в Москве она на 85% превышает среднюю по России), то достичь исполнения этих майских указов касаемо научных сотрудников крайне сложно. Поэтому эти гранты как раз и идут на латание дыр. И поэтому, кстати, ФАНО рекомендует сокращать штаты, переводить сотрудников на ненаучные должности и, разумеется, зарабатывать самим.

- А на Ваш взгляд, как научное сообщество восприняло этот документ? 

Мне кажется, что пока никак не восприняло. К тому же на Совете по науке и образованию при Президенте РФ , где все это обсуждалось президент РАН Владимир Фортов попросил 3 месяца на доработку этой стратегии. На что А.Дворкович заметил, что хватит и недели. И доработали...  Или взять еще одну цитату из текста стратегии "Реализация стратегии обеспечивается (финансируется) согласованными действиями органами федеральной власти, субъектов федерации и органов местного самоуправления". Это как? Ведь это противоречит федеральному Закону о науке, согласно которому финансирование фундаментальной науки это приоритет федеральных органов власти.

- Не стыковка получается. 

- Да, но все эти неясности дают почву для сомнений. В общем, слова в документе хорошие, но что из этого выйдет, совершенно неясно.

Стоит только напомнить, что следующим судьбоносным событием для науки Якутии станет приезд руководителя ФАНО Михаила Котюкова. А что будет с российской наукой, в целом пока неизвестно.

Подробнее: http://www.yakutia.info/article/178936

Назад

Конференции в ИМЗ СО РАН: