Министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Котюков встретился со студентами и молодыми учеными Новосибирского государственного университета.
Встречу со студентами и молодыми учеными Министр начал с поздравления: «Я очень рад в этот праздничный день оказаться здесь, в Новосибирске, в регионе с такой высокой плотностью научных и образовательных организаций, и иметь возможность поздравить вас лично с Днем российского студенчества. Перед нами стоят грандиозные задачи по обеспечению научно-технологического развития страны. Впервые в новейшей истории определены столь конкретные задачи в среднесрочной перспективе. В этом вам, наверное, повезло чуть больше, чем предыдущим поколениям студентов, потому что именно вам предстоит принять активное участие в важных событиях. Поэтому желаю вам успехов, побед и никогда не сдавайтесь, даже если первые шаги сложны и вы совершаете какие-то ошибки».
Сразу несколько вопросов на встрече были посвящены роли молодых ученых и будущих специалистов в обеспечении научно-технологического развития страны, а также повышению привлекательности исследовательской деятельности как профессии. Как прозвучало, молодые люди готовы с энтузиазмом включиться в реализацию мероприятий нацпроекта – как в части исследовательской работы, так и вносить свой вклад в обустройство инфраструктуры. Министр отметил зрелость и серьезность прозвучавших вопросов и предложений, которых было так много, что время встречи значительно превысило запланированное. Обсудили реалистичность задач нацпроекта, проблему «утечки мозгов» и задачу привлечения в Россию иностранных студентов и ученых. Кроме того, студенты интересовались возможностями для повышения стипендий, аспиранты – шансами на решение жилищного вопроса. Задавали Министру и личные вопросы.
«Я очень благодарен своим преподавателям и с приятными эмоциями вспоминаю время учебы в университете. Это было время постижения большого количества новых знаний, но и приобретения опыта командообразования и самореализации. Очень важно не только обладать информацией, но и уметь их применить для решения практических вопросов», - ответил Михаил Котюков на вопрос о том, насколько ему пригодилось полученное образование в сегодняшней профессиональной деятельности.
Важным тезисом беседы стала необходимость объединения усилий научного, образовательного сообщества и индустриальных партнеров. Как отметил Министр, только в формате кооперации удастся решить поставленные задачи по научно-технологическому развитию России.
На вопросы студентов и молодых ученых вместе с Михаилом Котюковым ответили заместитель Губернатора Новосибирской области Сергей Нелюбов, ректор Новосибирского государственного университета Михаил Федорук, директор Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН Валерий Бухтияров.
В Новосибирске стартовала двухдневная стратегическая сессия «Национальный проект «Наука»: инструменты, механизмы, реализация»
Руководители научных и образовательных организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и расположенных в зоне деятельности Сибирского территориального управления Минобрнауки России, обсудили сегодня вопросы реализации нацпроекта «Наука» и региональные инициативы, которые могут стать его частью.
Сегодня состоялись обсуждение ключевых целей и задач нацпроекта «Наука» в четырех тематических группах, в работе которых приняли участие заместители Министра науки и высшего образования Российской Федерации Сергей Кузьмин и Александр Степанов, директор Департамента координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России Екатерина Бабелюк.
В группе «Приоритеты стратегии научно-технологического развития» участники говорили о «больших научно-технологических задачах» и ожидаемых результатах от их решения, преимуществах Сибири в реализации мероприятий нацпроекта и организации управления исследованиями в регионе.
О реализации задачи объединения усилий науки, образования и индустриальных партнеров, необходимом участии региональных органов власти и имеющихся у них инструментах для поддержки формирования НОЦ, а также конкурентных преимуществах Сибири говорили в рамках группы «Научно-образовательные центры мирового уровня».
Участники рабочей группы «Достижение целей национального проекта на уровне организаций» провели обсуждение вопросов обеспечения декомпозиции целевых показателей нацпроектов до уровня организаций, необходимых для этого экономических механизмах мотивации, организационных новациях для обеспечения достижения целевых показателей.
В рамках рабочей группы «Кадры» руководители научных и образовательных организаций обменялись мнениями о том, каким требованиям должен отвечать преподаватель и исследователь для достижения целей национального проекта «Наука», как организовать их подготовку или переподготовку, а также о требованиях к менеджменту образовательной и исследовательской организации в условиях реализации нацпроектов.
Участники стратегической сессии поделились своим видением механизмов реализации нацпроекта и презентовали проекты и предложения. Так, Михаил Федорук, ректор Новосибирского государственного университета, на площадке которого прошла сессия, представил модель НОЦ, которая может быть реализована на базе вуза совместно с СО РАН и индустриальными партнёрами, которые уже ведут свою деятельность в Новосибирске.
Как отметил заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Сергей Кузьмин, совместное обсуждение задач, стоящих перед Минобрнауки России и его подведомственными организациями, ускоряет процесс принятия решений и позволяет максимально погрузиться в общую повестку. «Наша задача здесь не просто подискутировать, а обозначить конкретные направления работы, план первоочередных действий, выявить максимальный пласт региональных особенностей, в том числе коммуникационных между организациями, чтобы эффективно использовать уже имеющийся потенциал и принимать адресные меры», - отметил Сергей Кузьмин.
Предложения, сформулированные рабочими группами, будут вынесены на совещание, которое проведет завтра в Новосибирске Министр науки и высшего образования России Михаил Котюков.
В Новосибирске завершилась двухдневная стратегическая сессия «Национальный проект «Наука»: инструменты, механизмы, реализация»
Руководители научных и образовательных организаций, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и расположенных в зоне деятельности Сибирского территориального управления Минобрнауки России, озвучили свое видение реализации в Сибири нацпроекта «Наука».
Министр провел с руководителями подведомственных организаций итоговое пленарное заседание, в котором приняли участие заместители Министра науки и высшего образования РФ Сергей Кузьмин, Алексей Медведев и Александр Степанов, директор Департамента координации деятельности организаций высшего образования Екатерина Бабелюк, директор Департамента координации деятельности научных организаций Кира Швед и заместитель директора Департамента координации деятельности научных организаций Ирина Чугуева.
Накануне участники стратегической сессии провели обсуждение блоков нацпроекта «Наука» в четырех тематических группах: «Приоритеты стратегии научно-технологического развития», «Научно-образовательные центры мирового уровня», «Достижение целей национального проекта на уровне организаций» и «Кадры».
«Мы сейчас находимся на старте реализации нацпроектов. Хотим получить вашу обратную связь, чтобы сформировать более взвешенные и правильные решения, которые позволят добиться серьезных результатов», - обозначил основную задачу стратегической сессии глава Минобрнауки России Михаил Котюков.
От каждой рабочей группы были представлены итоговые доклады, содержащие предложения по формированию в Сибирском макрорегионе НОЦ мирового уровня, привлечению иностранных исследователей и созданию благоприятного климата для инвестиций, подготовке нового поколения ученых и управленцев-отраслевиков. На итоговом заседании также прозучало, что руководители организаций хорошо знают и понимают все слабые точки научно-образовательного кластера в регионе и многие общесистемные проблемы. При этом модераторы делали акцент на необходимости генерирования предложений по решению поставленных задач, отмечая наличие перспективных инициатив.
Анализируя результаты стратегической сессии, заместитель Министра науки и высшего образования РФ Сергей Кузьмин отметил высокий интерес к вопросу количества научных публикаций как критерия эффективности. «Все сразу ушли в плоскость обсуждения публикационной активности: как это правильно или не правильно. Но хочется развернуть коллег и в другую сторону – показатель ВЗИР (внутренние затраты на исследования и разработки). Я бы хотел напомнить ключевые цифры: бюджетная составляющая в подведомственных организациях составляет 63%, а 37% - это внебюджетная компонента. Но это квазивнебюджетная составляющая, большей частью которой являются конкурсные деньги от РНФ, от РФФИ. Фактически мы имеем ситуацию, когда отрасль работает сама в себе, не ориентируясь на интересы экономики. Единичны пока успешные примеры, позволяющие выстраивать комплексные программы, когда мы видим заказчика, интересы заказчика, можем реализовать его задачи», - сказал Сергей Кузьмин.
В своем выступлении заместитель Министра Алексей Медведев обратил внимание коллег на задачи модернизации не только с точки зрения содержания, но и организационно-управленческой составляющей научно-образовательной деятельности. «В ходе обсуждения мы наметили некоторые подходы, которые затрагивают существенную трансформацию изменения стиля организации управления в образовательных и научных организациях», - сказал Алексей Медведев, предположив, что те инициативы и подходы, с которыми выступали участники стратегической сессии, позволяют надеяться, что в регионах будут созданы эффективные НОЦ мирового уровня.
«Можно выделить группу специалистов, способных доработать все те предложения, которые прозвучали в ходе нашей сессии, и подготовить план мероприятий по развитию кадрового потенциала», - сообщил о результатах работы группы «Кадры» заместитель Министра Александр Степанов.
Итоги стратегической сессии подвел Михаил Котюков. Министр поблагодарил участников за содержательные доклады и перспективные предложения, которые могут стать основой для принятия решений, подчеркнув при этом практический характер стоящих перед отраслью задач. «Не надо ждать, что кто-то какую-то схему сейчас напишет, нам сверху её спустит, а мы её выполним. Нам вместе её нужно смоделировать и вместе реализовать», - подчеркнул Министр.
По словам Михаила Котюкова, у Сибири есть ярко выраженная специфика и уникальный опыт, которые необходимо использовать в рамках реализации нацпроекта. «Понимая, что в Сибири лучше ситуация обстоит, чем во многих других регионах, с точки зрения интеграции науки, образования и индустриальных партнёров, надо этот задел превратить в первые практически значимые результаты. Мы с вами вряд ли можем стать для кого-то промышленными партнёрами, это не наша специфика. А вот интеллектуальными партнёрами – точно можем стать и должны взять на себя ведущую роль», - обозначил задачу подведомственным организациям Михаил Котюков.
Министр призвал также участников встречи не ограничиваться процессами обсуждения и планирования, а переходить к практической реализации задач наступившего 6-летнего цикла.