Арктика: что это? Где это? Много ее или мало? Или почему Китаю предпочтительнее дружить с Россией в деле освоения Арктики
Доктор технических наук, профессор, заведующий лабораторией инженерной геокриологии Института мерзлотоведения СО РАН Дмитрий Шестернев.
Резерв нефтегазовой промышленности
— Дмитрий Михайлович, и все-таки, насколько огромна эта территория и почему она так притягательна?
— На эти вопросы трудно ответить однозначно, поскольку существует много точек зрения. Чаще всего под Арктикой понимают физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу, включающий окраины материков Евразии, Северной Америки и почти весь Северный Ледовитый океан с островами, прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Одни считают южной границей Арктики южную границу тундры, другие, в том числе и я, Северный полярный круг (66° 33′ с.ш.). В первом случае площадь Арктики 27 млн. кв. км., во втором — 21 млн. кв. км.
Рельеф Арктики не отличается разнообразием. В ее пределах выделяют шельф (в пределах окраинных морей — Баренцевого, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского) с островами материкового происхождения и прилегающими окраинами материков и собственно Арктический бассейн. Он расположен в центральной части Арктики и характеризуется наличием глубоководных котловин (более 5,5 тыс.м.) и подводных хребтов.
На территории Арктики в летний период средние температуры воздуха близки к 0 °C, преобладает тундровая растительность и арктические пустыни. Зимой в пределах морских акваторий ледяной покров в среднем составляет 11 млн. кв. км, летом сокращается до 8 млн. кв. км.
В Арктику люди едут, желая преодолеть границы человеческих возможностей. Здесь они проверяют себя на прочность сменой полярного дня и ночи, запредельно низкими температурами, ветром, удаленностью от урбанизации и т.п. Кроме того, в экстремальных условиях Арктики успеха добиваются лишь те, кто умеет уживаться со своими соратниками, кто в сложных ситуациях всегда готов прийти на выручку. Наряду с этим Арктика всегда привлекала своими ресурсами. Раньше это был китобойный промысел, потом угледобыча (например Шпицберген), в настоящее время углеводороды. А в последние годы, когда доступность арктических островов и ее континентальных областей резко увеличилась, интенсивно развивается туризм. В результате мы получили развитие его экологической направленности. Объясняется это тем, что экологическая система Арктики весьма неустойчива как в локальном, так и глобальном отношении. В этом мы убедились, изучая ретроспективный и современный опыт освоения Арктики в условиях глобального изменения климата в сторону устойчивого его потепления.
Безусловно, Арктика привлекает колоссальным количеством неразработанных энергоресурсов — нефти и газа. Для России арктический шельф — одно из наиболее перспективных направлений восполнения запасов углеводородного сырья. Об этом свидетельствуют уже разведанные крупнейшие газовые месторождения Штокмановское, Русановское, Ленинградское и другие, эксплуатация которых актуальна уже в настоящее время. По мнению российских ученых, Арктика — это резерв нефтегазовой промышленности России, без освоения которого невозможно решить задачи энергетической стратегии России в XXI веке.
В настоящее время весьма интенсивно обсуждаются вопросы о свободе навигации по Северному морскому пути. Многие страны заинтересованы в интернационализации управления им. Необходимо отметить что в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» поставлена задача превратить ресурсный потенциал Арктики в материальную основу решения актуальных проблем социально-экономического развития страны. Здесь же предусматривается сделать Северный морской путь постоянно действующей национальной транспортной артерией, открытой для международного судоходства. Несомненно, что для нас этот путь является необходимым и достаточным условием для включения ресурсного потенциала районов Крайнего Севера в национальную и мировую экономику. В связи с этим Россия не может позволить поставить под международный контроль экономические связи между отдельными регионами страны, осуществляемые по Северному морскому пути.
— Россия, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, имеет исключительные юридические права на ресурсы недр и на биоресурсы примыкающей части Северного Ледовитого океана в пределах 200-мильной зоны. Права на континентальный шельф за пределами 200-мильной зоны требуют дополнительного геолого-геофизического обоснования. Конвенция дает право осуществить дальнейшее расширение шельфа до 350 морских миль, если Россия докажет, что подводные хребты Арктики являются продолжением континентальных платформ на российской территории.
В состав Российской Арктической зоны полностью или частично входят территории Архангельской, Мурманской областей, Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов с населением более одного миллиона человек. Наряду с этим для освоения Арктики Россия имеет огромный научный и технический потенциал, накопленный за два последних столетия.
В настоящее время решением фундаментальных и прикладных задач рационального, экономически эффективного и экологически безопасного освоения Арктики занимаются ученые Института криосферы Земли в Тюмени, Института мерзлотоведения в Якутске, Арктического и антарктического научно-исследовательского института в Санкт-Петербурге (ААНИ), кафедры гляциологии и криолитологии МГУ им. М.В. Ломоносова и другие подразделения Российской академии и вузовской науки. Для решения этих задач ранее использовались круглогодичные дрейфующие полярные станции, специально ориентированные авиационные подразделения, ледокольный флот, равного которому до сих пор нет ни в одной из стран, претендующих на освоение Арктики. Сейчас Россия приступила к созданию атомного ледокольного флота, который позволит проводить арктические караваны судов в арктические ледяные поля.
Особую роль в освоении Арктики будет играть Санкт-Петербург, где еще в советское время создан научно-производственный плацдарм, включающий ААНИ, Крыловский научный центр (основа арктической судостроительной науки), Центральный институт морского флота, Гидрографическое предприятие, Адмиралтейские верфи, Балтийский завод, созданный в 2013 году Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок и другие организации, решающие задачи по освоению Арктики. Для промышленных предприятий и научно-производственных объединений России — это не только загрузка существующих мощностей, но и возможность выхода с собственными инновационными разработками на новые рынки. Важнейший вызов состоит именно в том, чтобы использовать арктические мегапроекты для запуска процесса инновационного развития как в Арктике, так и в российской экономике в целом.
Надо отметить, что уникальные месторождения нефти и газа разрабатываются уже в настоящее время. Для этого в прилегающих к шельфу областях ведется строительство жилья повышенной комфортности, чтобы будущие исследователи макрорегиона и трудовые коллективы смогли поселиться близ перспективных объектов. Совершенствуется существовавшая ранее и строится новая транспортная инфраструктура. Например, только в Ямало-Ненецком АО в последние годы введены в строй жилые массивы в сотни тысяч квадратных метров. Здесь уже практически работает Бованенковское месторождение нефти и газа. Начало добычи газа на месторождениях Северо-Каменномысское, Каменномысское-море и Семаковское в Обской и Тазовской губах Карского моря планируется в 2017–2020 годах. Правительство РФ до 2020 года выделит на освоение западной части Арктики более 600 миллиардов рублей, не считая вклада региональных бюджетов. Использование комплекса СПГ-Сабетта позволит расширить рынок поставок углеводородов в Азию и Европу. В дальнейшем освоение минерально-сырьевой базы Арктики будет смещаться на восток, на Таймыр с Хатангским заливом и Восточно-Сибирским морем. Геологическая изученность этих регионов еще достаточно слабая, однако перспективность нефтегазоносности и наличия твердых полезных ископаемых не вызывает сомнений.
Фундамент заложен
— Какие еще страны заинтересованы в освоении арктических территорий?
— Интерес к разработке огромных природных ресурсов Арктики кроме России проявляют США, Канада, Норвегия и Дания, имеющие морской выход в Арктику. Наиболее активно разработкой природных ресурсов в Арктике занимаются, кроме России, США, Норвегия и Канада. Россия считает, что решение спорных вопросов по освоению Арктики должно решаться на уровне восьми арктических стран — постоянных членов Арктического совета (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция). Не следует забывать, что пять из этих стран (Дания, Исландия, Канада, Норвегия и США) являются членами НАТО. В последние годы освоением полезных ископаемых Арктики активно интересуется Китай. Желание «погреть» руки высказывают и страны ЕС.
— Почему Китаю предпочтительно дружить с Россией в деле освоения Арктики?
— В последние годы американские СМИ с тревогой, а китайские — с удовлетворением сообщают о развитии сотрудничества КНР и РФ в вопросах освоения Арктики. Уже практически завершена организация русско-китайского профильного исследовательского центра. А совсем недавно китайская парусная яхта-тримаран «Циндао» со смешанным экипажем прошла из российского Мурманска до восточно-китайского порта Циндао, установив мировой рекорд прохождения Севморпути под парусом. Таким образом, был заложен фундамент совместного освоения Арктики. Несомненно, важную роль в этом будет играть научно-исследовательский центр, создаваемый Дальневосточным федеральным и Харбинским университетами. Приоритетным исследованием этого центра будет изучение влияния низких температур на используемые для освоения Арктики механизмы и оборудование. Россия уже имеет достаточно большой опыт в этой области, что в сочетании с развитой производственной базой КНР позволит добиться обеим странам немалой выгоды. Китаю стратегическое партнерство с Россией выгодно, поскольку Россия (из пяти арктических стран) имеет наибольшую береговую линию. Это дает ему максимально широкий доступ в Арктику, финансирование и совместную разработку арктических ресурсов и участие в обустройстве функционирования Северного морского пути с последующими бонусами по его эксплуатации. Для КНР, помимо транспортного коридора в Европу, немаловажное значение имеет и участие в разработке природных ресурсов региона. Китай уже в настоящее время вложил немалые средства в разработку месторождений нефти и газа на Ямале, рассчитывает он и на получение технологий строительства ледоколов.
— Как Вы считаете, стоит ли милитаризировать Арктику или мы просто возвращаем свои позиции?
— Международный статус Арктики закреплен в международных соглашениях, Арктику запрещено использовать в военных целях и претендовать на ее территорию. Сама Арктика поделена на пять секторов ответственности между США, Россией, Норвегией, Канадой и Данией. Там нельзя строить военные базы, над воздушным пространством Арктики запрещен пролет военных самолетов, запрещены испытания оружия массового поражения. В то же время в прилегающих к Арктике территориях находятся компоненты системы предупреждения о ракетном нападении России и США, а также ракеты-перехватчики США (Аляска) и России (побережье Северного Ледовитого океана). В южной части архипелага Новая Земля расположен российский ядерный полигон. К этому еще следует добавить и то, что основным местом базирования Северного флота России является Североморск в Мурманской области.
Таким образом, Арктика уже в той или иной мере милитаризирована, а с увеличением темпов ее освоения Россией и странами НАТО этот процесс также будет активизироваться. Борьба за минеральные ресурсы и транспортные пути, существующие разногласия по принципиальным вопросам, а также глобальное потепление превращают дальнейшее использование Арктики в сложную игру, в которой военный компонент будет играть одну из наиболее важных ролей.
— Вы упомянули о туристах, есть ли будущее у арктического туризма?
— У арктического туризма большое будущее. Экстремальные условия всегда привлекали людей, жаждущих испытать свои силы. Кроме проверки себя на прочность, в арктическом туризме огромная научная составляющая, особенно в физико-географическом, экологическом и медико-биологическом отношении.
Региональный компонент
— Может ли Забайкальский край стать трамплином, через который Китай войдет в Арктику?
— На этот вопрос трудно ответить. В настоящее время скорее нет, чем да.
— Мерзлотоведческие карты Забайкалья, есть ли они и насколько актуальны?
— Такие карты есть. Но они актуальны лишь для Забайкальского региона. Технология их составления традиционная и соответствуют нормативным требованиям, общим для их составления на территории России.
— Дмитрий Михайлович, результаты Ваших работ использовались при проектировании Удоканского ГОКа. Насколько будет сложным его строительство?
— На мой взгляд, в ближайшие годы на строительство и эксплуатацию Удоканского ГОКа будет трудно найти инвесторов. А рассчитывать на федеральное или региональное финансирование перспектив нет. По крайней мере, мне так кажется.
— Если строительство начнется, с какими трудностями столкнутся специалисты?
— Самая большая трудность, с которой специалисты столкнулись сейчас и будут сталкиваться в будущем, устройство на работу. Это относится и к Арктике. А те, кто уже там работает, испытываются на прочность непривычно экстремальными природными условиями, высокой индивидуальной и коллективной ответственностью при обеспечении эффективного функционирования приборов и оборудования в освоении месторождений полезных ископаемых.
— Спасибо за интервью.
Подробнее в интернете: http://забрабочий.рф/article/142915