Визит в Республику Саха (Якутия) представителей Правительства Санкт-Петербурга и Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики (деловой миссии) 19-22 октября 2020 г.
Беседа со студентами о мостовом переходе через реку Лену
Международный семинар "Изменения криосферы при потеплении климата: преодоление разрыва между наблюдениями и принятием решений»
Международный семинар "Изменения криосферы при потеплении климата: преодоление разрыва между наблюдениями и принятием решений»
Всероссийская научная конференция «Взаимодействие элементов природной среды в высокоширотных условиях»,
Общее собрание научных работников ИМЗ СО РАН избрало новый состав ученого совета института
24 января 2020 г. ИМЗ СО РАН посетила группа обучающихся ПАО «Якутскэнерго»
Всероссийская научная конференция «Взаимодействие элементов природной среды в высокоширотных условиях»,
Национальная издательская компания «Бичик» презентовала новую популярную энциклопедию «Якутский холод».

777777

Арктика: что это? Где это? Много ее или мало? Или почему Китаю предпочтительнее дружить с Россией в деле освоения Арктики

Доктор технических наук, профессор, заведующий лабораторией инженерной геокриологии Института мерзлотоведения СО РАН Дмитрий Шестернев.

Резерв нефтегазовой промышленности

— Дмитрий Михайлович, и все-таки, насколько огромна эта территория и почему она так притягательна?

— На эти вопросы трудно ответить однозначно, поскольку существует много точек зрения. Чаще всего под Арктикой понимают физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу, включающий окраины материков Евразии, Северной Америки и почти весь Северный Ледовитый океан с островами, прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Одни считают южной границей Арктики южную границу тундры, другие, в том числе и я, Северный полярный круг (66° 33′ с.ш.). В первом случае  площадь Арктики 27 млн. кв. км., во втором — 21 млн. кв. км.

Рельеф Арктики не отличается разнообразием. В ее пределах выделяют шельф (в пределах окраинных морей — Баренцевого, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского) с островами материкового происхождения и прилегающими окраинами материков и собственно Арктический бассейн. Он расположен в центральной части Арктики и характеризуется наличием глубоководных котловин (более 5,5 тыс.м.) и подводных хребтов.

На территории Арктики в летний период средние температуры воздуха близки к 0 °C, преобладает тундровая растительность и арктические пустыни. Зимой в пределах морских акваторий ледяной покров в среднем составляет 11 млн. кв. км, летом сокращается до 8 млн. кв. км.

В Арктику люди едут, желая преодолеть границы человеческих возможностей. Здесь они проверяют себя на прочность сменой полярного дня и ночи, запредельно низкими температурами, ветром, удаленностью от урбанизации и т.п. Кроме того, в экстремальных условиях Арктики успеха добиваются лишь те, кто умеет уживаться со своими соратниками, кто в сложных ситуациях всегда готов прийти на выручку. Наряду с этим Арктика всегда привлекала своими ресурсами. Раньше это был китобойный промысел, потом угледобыча (например Шпицберген), в настоящее время углеводороды. А в последние годы, когда доступность арктических островов и ее континентальных областей резко увеличилась, интенсивно развивается туризм. В результате мы получили развитие его экологической направленности. Объясняется это тем, что экологическая система Арктики весьма неустойчива как в локальном, так и глобальном отношении. В этом мы убедились, изучая ретроспективный и современный опыт освоения Арктики в условиях глобального изменения климата в сторону устойчивого его потепления.

Безусловно, Арктика привлекает колоссальным количеством неразработанных энергоресурсов — нефти и газа. Для России арктический шельф — одно из наиболее перспективных направлений восполнения запасов углеводородного сырья. Об этом свидетельствуют уже разведанные крупнейшие газовые месторождения Штокмановское, Русановское, Ленинградское и другие, эксплуатация которых актуальна уже в настоящее время. По мнению российских ученых, Арктика — это резерв нефтегазовой промышленности России, без освоения которого невозможно решить задачи энергетической стратегии России в XXI веке.

В настоящее время весьма интенсивно обсуждаются вопросы о свободе навигации по Северному морскому пути. Многие страны заинтересованы в интернационализации управления им. Необходимо отметить что в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» поставлена задача превратить ресурсный потенциал Арктики в материальную основу решения актуальных проблем социально-экономического развития страны. Здесь же предусматривается сделать Северный морской путь постоянно действующей национальной транспортной артерией, открытой для международного судоходства. Несомненно, что для нас этот путь является необходимым и достаточным условием для включения ресурсного потенциала районов Крайнего Севера в национальную и мировую экономику. В связи с этим Россия не может позволить поставить под международный контроль экономические связи между отдельными регионами страны, осуществляемые по Северному морскому пути.


— Каким потенциалом обладает Россия для освоения этой территории?

— Россия, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, имеет исключительные юридические права на ресурсы недр и на биоресурсы примыкающей части Северного Ледовитого океана в пределах 200-мильной зоны. Права на континентальный шельф за пределами 200-мильной зоны требуют дополнительного геолого-геофизического обоснования. Конвенция дает право осуществить дальнейшее расширение шельфа до 350 морских миль, если Россия докажет, что подводные хребты Арктики являются продолжением континентальных платформ на российской территории.

В состав Российской Арктической зоны полностью или частично входят территории Архангельской, Мурманской областей, Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов с населением более одного миллиона человек. Наряду с этим для освоения Арктики Россия имеет огромный научный и технический потенциал, накопленный за два последних столетия.

 В настоящее время решением фундаментальных и прикладных задач рационального, экономически эффективного и экологически безопасного освоения Арктики занимаются ученые Института криосферы Земли в Тюмени, Института мерзлотоведения в Якутске, Арктического и антарктического научно-исследовательского института в Санкт-Петербурге (ААНИ), кафедры гляциологии и криолитологии МГУ им. М.В. Ломоносова и другие подразделения Российской академии и вузовской науки. Для решения этих задач ранее использовались круглогодичные дрейфующие полярные станции, специально ориентированные авиационные подразделения, ледокольный флот, равного которому до сих пор нет ни в одной из стран, претендующих на освоение Арктики. Сейчас Россия приступила к созданию атомного ледокольного флота, который позволит проводить арктические караваны судов в арктические ледяные поля.

Особую роль в освоении Арктики будет играть Санкт-Петербург, где еще в советское время создан научно-производственный плацдарм, включающий ААНИ, Крыловский научный центр (основа арктической судостроительной науки), Центральный институт морского флота, Гидрографическое предприятие, Адмиралтейские верфи, Балтийский завод, созданный в 2013 году Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок и другие организации, решающие задачи по освоению Арктики.  Для промышленных предприятий и научно-производственных объединений России — это не только загрузка существующих мощностей, но и возможность выхода с собственными инновационными разработками на новые рынки. Важнейший вызов состоит именно в том, чтобы использовать арктические мегапроекты для запуска процесса инновационного развития как в Арктике, так и в российской экономике в целом.

Надо отметить, что уникальные месторождения нефти и газа разрабатываются уже в настоящее время. Для этого в прилегающих к шельфу областях ведется строительство жилья повышенной комфортности, чтобы будущие исследователи макрорегиона и трудовые коллективы смогли поселиться близ перспективных объектов. Совершенствуется существовавшая ранее и строится новая транспортная инфраструктура. Например, только в Ямало-Ненецком АО в последние годы введены в строй жилые массивы в сотни тысяч квадратных метров. Здесь уже практически работает Бованенковское месторождение нефти и газа. Начало добычи газа на месторождениях Северо-Каменномысское, Каменномысское-море и Семаковское в Обской и Тазовской губах Карского моря планируется в 2017–2020 годах. Правительство РФ до 2020 года выделит на освоение западной части Арктики более 600 миллиардов рублей, не считая вклада региональных бюджетов. Использование комплекса СПГ-Сабетта позволит расширить рынок поставок углеводородов в Азию и Европу. В дальнейшем освоение минерально-сырьевой базы Арктики будет смещаться на восток, на Таймыр с Хатангским заливом и Восточно-Сибирским морем. Геологическая изученность этих регионов еще достаточно слабая, однако перспективность нефтегазоносности и наличия твердых полезных ископаемых не вызывает сомнений.

Фундамент заложен

— Какие еще страны заинтересованы в освоении арктических территорий?

— Интерес к разработке огромных природных ресурсов Арктики кроме России проявляют США, Канада, Норвегия и Дания, имеющие морской выход в Арктику. Наиболее активно разработкой природных ресурсов в Арктике занимаются, кроме России, США, Норвегия и Канада. Россия считает, что решение спорных вопросов по освоению Арктики должно решаться на уровне восьми арктических стран — постоянных членов Арктического совета (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция). Не следует забывать, что пять из этих стран (Дания, Исландия, Канада, Норвегия и США) являются членами НАТО. В последние годы освоением полезных ископаемых Арктики активно интересуется Китай. Желание «погреть» руки высказывают и страны ЕС.

— Почему Китаю предпочтительно дружить с Россией в деле освоения Арктики?

— В последние годы американские СМИ с тревогой, а китайские — с удовлетворением сообщают о развитии сотрудничества КНР и РФ в вопросах освоения Арктики. Уже практически завершена организация русско-китайского профильного исследовательского центра. А совсем недавно китайская парусная яхта-тримаран «Циндао» со смешанным экипажем прошла из российского Мурманска до восточно-китайского порта Циндао, установив мировой рекорд прохождения Севморпути под парусом. Таким образом, был заложен фундамент совместного освоения Арктики. Несомненно, важную роль в этом будет играть научно-исследовательский центр, создаваемый Дальневосточным федеральным и Харбинским университетами. Приоритетным исследованием этого центра будет изучение влияния низких температур на используемые для освоения Арктики механизмы и оборудование. Россия уже имеет достаточно большой опыт в этой области, что в сочетании с развитой производственной базой КНР позволит добиться обеим странам немалой выгоды. Китаю стратегическое партнерство с Россией выгодно, поскольку Россия (из пяти арктических стран) имеет наибольшую береговую линию. Это дает ему максимально широкий доступ в Арктику, финансирование и совместную разработку арктических ресурсов и участие в обустройстве функционирования Северного морского пути с последующими бонусами по его эксплуатации. Для КНР, помимо транспортного коридора в Европу, немаловажное значение имеет и участие в разработке природных ресурсов региона. Китай уже в настоящее время вложил немалые средства в разработку месторождений нефти и газа на Ямале, рассчитывает он и на получение технологий строительства ледоколов.

— Как Вы считаете, стоит ли милитаризировать Арктику или мы просто возвращаем свои позиции?

— Международный статус Арктики закреплен в международных соглашениях, Арктику запрещено использовать в военных целях и претендовать на ее территорию. Сама Арктика поделена на пять секторов ответственности между США, Россией, Норвегией, Канадой и Данией. Там нельзя строить военные базы, над воздушным пространством Арктики запрещен пролет военных самолетов, запрещены испытания оружия массового поражения. В то же время в прилегающих к Арктике территориях находятся компоненты системы предупреждения о ракетном нападении России и США, а также ракеты-перехватчики США (Аляска) и России (побережье Северного Ледовитого океана). В южной части архипелага Новая Земля расположен российский ядерный полигон. К этому еще следует добавить и то, что основным местом базирования Северного флота России является Североморск в Мурманской области.

Таким образом, Арктика уже в той или иной мере милитаризирована, а с увеличением темпов ее освоения Россией и странами НАТО этот процесс также будет активизироваться. Борьба за минеральные ресурсы и транспортные пути, существующие разногласия по принципиальным вопросам, а также глобальное потепление превращают дальнейшее использование Арктики в сложную игру, в которой военный компонент будет играть одну из наиболее важных ролей.

— Вы упомянули о туристах, есть ли будущее у арктического туризма?

— У арктического туризма большое будущее. Экстремальные условия всегда привлекали людей, жаждущих испытать свои силы. Кроме проверки себя на прочность, в арктическом туризме огромная научная составляющая, особенно в физико-географическом, экологическом и медико-биологическом отношении.

Региональный компонент

— Может ли Забайкальский край стать трамплином, через который Китай войдет в Арктику?

— На этот вопрос трудно ответить. В настоящее время скорее нет, чем да.

— Мерзлотоведческие карты Забайкалья, есть ли они и насколько актуальны?

— Такие карты есть. Но они актуальны лишь для Забайкальского региона. Технология их составления традиционная и соответствуют нормативным требованиям, общим для их составления на территории России.

— Дмитрий Михайлович, результаты Ваших работ использовались при проектировании Удоканского ГОКа. Насколько будет сложным его строительство?

— На мой взгляд, в ближайшие годы на строительство и эксплуатацию Удоканского ГОКа будет трудно найти инвесторов. А рассчитывать на федеральное или региональное финансирование перспектив нет. По крайней мере, мне так кажется.

— Если строительство начнется, с какими трудностями столкнутся специалисты?

— Самая большая трудность, с которой специалисты столкнулись сейчас и будут сталкиваться в будущем, устройство на работу. Это относится и к Арктике. А те, кто уже там работает, испытываются на прочность непривычно экстремальными природными условиями, высокой индивидуальной и коллективной ответственностью при обеспечении эффективного функционирования приборов и оборудования в освоении месторождений полезных ископаемых.

— Спасибо за интервью.

Подробнее в интернете: http://забрабочий.рф/article/142915

  

Actions blue arrow undo icon

 

Конференции в ИМЗ СО РАН: